verh(); ?>

Покерная статистика постфлопа

Покерная статистика для постфлопа имеет свои показатели, однако их нужно рассматривать в комплексе со статистикой префлопа, чтобы составить себе более полную картину об оппоненте. О том, как по статистическим показателям определить типы оппонентов смотрите статью Типы оппонентов.

Aggression Factor (AF)

AF - Агрессия. Определяется как отношение числа активных действий на постфлопе (бет, рейз) к числу пассивных (колл), чек и фолд не учитываются. Нужно смотреть как общую Агрессию (Total), так и по улицам Flop/Turn/River.

Обычно AF максимален на флопе и снижается на терне и ривере. Если у оппонента повышена агрессия на ривере, то нужно быть осторожным, возможно он склонен слоуплеить сильные руки.

Очень агрессивный соперник склонен ставить даже на чистом блефе, без руки. С ним, имея сильную руку, вполне разумно играть чек-рейз или даже чек-колл. Неагрессивный оппонент, наоборот, вряд ли будет ставить сам, и чтобы получить с него велью необходимо делать ставки самому.

Общих рекомендаций по поддержанию своего уровня агрессии дать практически невозможно - есть успешные игроки с весьма различной агрессией. Но в любом случае агрессия должна быть не ниже 1.5. При игре с коротким стеком агрессия должна быть выше, чем при длинном, так как играются только сильные руки, всегда с инициативой (рейзом на префлопе), и чаще всего действия заканчиваются на флопе-терне (фолдом или олл-ином). Однако, если ваши значения выше 5-5.5, то подумайте о возможности не делать так часто ставки со слабыми руками - возможно, вы на этом проигрываете. С длинным стеком играется больше рук (возможен лимп или колл мелких пар на сет, одномастных коннекторов и т.п.), и такие руки, не поймав ничего не флопе, приходится играть чек-фолд, поэтому агрессия оказывается ниже.

Contbet (continuation bet)

Как часто оппонент, последним повышавший на префлопе, делает продолженную ставку на флопе. Оптимальное значение 60-75%. Если у оппонента это значение ниже, то чаще всего он делает ставку с рукой, и надо быть с ним осторожным. Если значение выше, то слишком часто блефует.

Fold to contbet

Как ясно из названия - этот показатель определяет частоту фолда оппонента в ответ на контбет. Если это значение высоко (более 50%), то контбет в него следует делать часто (математически это будет выгодно всегда, но нельзя создавать впечатление, что вы ставите независимо от руки, иначе блеф перестанет работать). Если низко (менее 30%), то нет смысла ставить деньги, когда вы чувствуете, что позади.

Дополнительно этот параметр следует смотреть при принятии решения о стиле блайндов - он поможет понять сколько у нас шансов забрать банк на флопе, если ваш стил коллируют.

Call contbet, Raise contbet

Как часто оппонент коллирует или рейзит продолженную ставку - дополняет картину в совокупности с предыдущим показателем.

Bet Total/Flop/Turn/River

Как часто оппонент делает ставки (иногда выделяется Donkbet - как часто делаются ставки без инициативы). Пользоваться этими показателями так же, как и конбетом - если ставки делаются часто, значит много блефа, если редко, значит ставит только с рукой.

Fold to Bet Total/Flop/Turn/River

Смысл показателей ясен из названия. Они помогают понять сколько шансов у нас забрать банк своей ставкой.

Went to Showdown (WTS, WTSD)

WTSD - важный показатель, говорящий как часто игрок доходит до шоудауна после того, как увидел флоп. Если этот показатель высок (более 40%), то следует совсем отказаться от блефа, зато собирать велью, имея сильную руку. Если низок (менее 20-25%), то можно попытаться забрать банк на блефе, но, встретив сопротивление, следует сбросить слабую руку.

Для игрока с коротким стеком нормальные значения 30-40% (за счет того, что часто выгодно пойти в олл-ин на префлопе или флопе). Для игроков с длинным стеком желательно иметь значения в пределах 20-29%.

Дополнительные показатели

Программы статистики предоставляют и ряд дополнительных показателей (Check-Raise, 2-nd Barrel и др.), которые полезны при вдумчивой игре. Однако прежде всего нужно научиться полноценно использовать перечислелнные выше цифры.

Какие показатели выводить при игре

При выводе статистических показателей на игровой стол необходимо соблюдать баланс между их достаточностью для принятия решений в большинстве случаев и незагроможденностью картинки.

Мы рекомендуем постоянно держать перед глазами необходимый минимум статистики, а остальную смотреть по мере необходимости в Pop-up подсказках. Необходимый минимум должен включать:

Разумеется, вы будете подбирать для себя наиболее удобные варианты отображения статистики индивидуально, а это лишь ориентир. Главное, не забывать пользоваться этой статистикой (в том числе дополнительной) в игре, причем, ДО принятия решения, а не после. (Почему-то часто люди сначала жмут кнопку в игре, а потом смотрят статистику, чтобы понять, правильно ли поступили.)

Статистика важна, но она - не панацея

Статистика хороша, но она не заменяет личных наблюдений за соперниками. Во-первых, вы должны замечать с какими именно руками играют оппоненты, как они разыгрывают различные руки и т.п. - это пишется в нотсы. Во-вторых, люди меняются. Игрок, который изменил стиль игры (чему-то новому научился, стал использовать новые мувы, или, наоборот, просто сегодня пьян), не будет соответствовать накопленной статистике. Поэтому нужно обязательно следить, как играют оппоненты именно сегодня, и дополнительно адаптировать свою игру, не полагаясь только на цифры компьютера.

Кроме того, очень осторожно нужно относиться к статистике, когда рук на оппонента еще мало. Ему может несколько раз подряд зайти карта, и нам покажется, что он играет лузово, в результате чего можем много ему проиграть, и т.п. Поэтому если для показателя, который вы смотрите, было менее 100 ситуаций, нужно делать коррекцию в сторону наиболее неудобных для нас показателей сильного тайтово-агрессивного игрока. То есть, если на оппонента есть 100 рук, то можно более-менее доверять показателям VPIP и PFR. При этом показателям PFR по позициям еще доверять нельзя, так как в соответствующих позициях игрок был еще мало раз. Частоте контбета доверять еще нельзя, так как он еще недостаточно раз доходил до флопа, и т.п. Таким образом, на более тонкие показатели игры можно ориентироваться только примерно после 500 (а лучше после 1000) рук. С другой стороны, слишком большая статистика тоже вредна, поскольку на ней слишком медленно отражаются изменения в игре, которые характерны для многих игроков. Поэтому имеет смысл регулярно перестраивать базу данных программы статистики, строя новую, например, на базе рук, сыгранных за последний месяц или 3 недели.

Справочник: Спектры рук оппонентов.

Читать дальше: Префлоп: адаптация к оппонентам.

niz(20); ?>